Что нужно знать, рисуя пейзаж

Слово „пейзаж" в буквальном переводе обозначает „вид природы". Но к жанру пейзажа, как его разновидности, относят и изображения городских улиц, площадей, набережных, парков и тому подобного. 

Для того, кто ищет выражения чувств, владеющих нами сегодня, чувств созидателей, строителей, прокладывающих дорогу в будущее, городской пейзаж в районах новых строек — самый интересный мотив. А индустриальный пейзаж — заводы, порты, железнодорожные пути, электростанции и линии электропередач, сами по себе или в сочетании с природным пейзажем, —разве не увлекательная область для работы пейзажиста?!

Но иногда стоит присмотреться и к малому. Какой-нибудь пригорок, кусочек опушки леса, отдельное дерево, мостик через речку, калитку в заборе сада, а то и небольшой куст репейника или другого растения также могут послужить хорошей моделью для пейзажиста.

О зимнем пейзаже надо сказать несколько слов особо. Прежде всего, о снеге. Начинающие юные художники видят в нем только белый цвет. Но посмотрите получше, и вы увидите, что собственно белым снег никогда почти не бывает. Зимнее солнце окрашивает его в желтоватый или розоватый цвета, тени кажутся синими или голубыми. Часто, при низком положении солнца, горизонтальная поверхность снега будет светло-фиолетовой, во впадинах освещенные склоны будут золотистыми, а затемненные — голубыми. В пасмурную погоду снег светло-серый, и тоже разных оттенков. Глаз внимательного живописца увидит в белом снегу, как в перламутровой раковине, все цвета радуги.

Если смотреть против света, иней виден голубым на фоне золотого неба, на свету — он сам переливается из золотистого в розовые и сиреневые цвета, в тенях иней голубой, а небо за деревом будет бирюзовым или зеленовато- голубым.

Предметы на снегу — стволы деревьев, животные, птицы, люди в темных одеждах — кажутся особенно темными, почти черными.

Зимний пейзаж часто предстает весь как бы вытканным из серебра: висящая в воздухе морозная пыль серебрит и строения и деревья. В таком пейзаже фигура человека в одежде яркого цвета кажется драгоценным самоцветом в серебряной оправе. Ищите такие мотивы. Интересно зимой писать небольшие домики, окрашенные голубыми, зелеными, розовыми красками, цветные изгороди у палисадников среди опушенных снегом заиндевевших деревьев. А видели вы небо в зимний светлый день? Оно бывает прикрыто полупрозрачной опаловой дымкой, в которой переливаются розовато-серые, голубоватые и золотистые тона.

Работайте над пейзажем — в том, что это доставит вам много радости, можно не сомневаться.

Категории: