Методы педагогического исследования

1.     Понятие «метод исследования». Классификация методов исследования.

2.     Методы работы с научной информацией.

3.     Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.

4.     Роль творчества в исследовательской деятельности. Мето­ды творческого решения проблемы исследования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006. – 96 с.

2.     Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский., Р. Атаханов . – М., 2005. – 208 с.

3.     Исследовательская деятельность студентов; учебное пособие / Авт.-состав. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

4.     Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

5.     Тяпкин, Б. Г. Научная литература. - БСЭ

 

1. Понятие «метод исследования». Классификация методов исследования.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью выполнять исследование. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы исследования  - это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Методы педагогических исследований обусловлены следующими особенностями:

- Результаты обучения и воспитания зависят от одновременного воздействия очень многих причин и условий. Неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов. Поэтому в педагогическом исследовании используется совокупность методов.

- Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. У педагога-исследователя нет возможности провести «чистый» эксперимент. При повторном исследовании никогда не удается воспроизвести те же самые условия и «материал».

- В педагогическом исследовании берется во внимание основная тенденция, выводы формулируются в обобщенной форме.

- Педагогическое исследование должно проводиться без ущерба физическому и психическому здоровью детей, процессу их обучения и воспитания.

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений раскрывают процедурную часть педагогического исследования, которая предполагает составление плана исследования, описание методов и техники сбора дан­ных, способов их  анализа, а также следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы:

- этап работы с научной информацией (цель: найти информацию об объекте исследования и обработать ее);

- этап преобразования поступившей информации  (цель:  смодифицировать,  преобразовать найденные знания об объекте исследования);

- этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту).

Структура педагогического исследования определяется различными комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными повторениями и изменениями. Обратите внимание, что каждый этап подчинен определенной цели. Способ достижения поставленной цели называют методом. Поэтому выполнение педагогического исследования предполагает использование следующий методов:

Методы работы с научной информацией: методы поиска информации; методы обработки полученной информации;методы систематизация и хранение научной информации.

Методы научного познания: наблюдение, сравне­ние, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей. Выделяют также специальные методы педагогического исследования: метод наблюдения, опросные методы, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др.

Мето­ды творческого решения проблемы исследования: метод струк­турного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий, «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.

2. Методы работы с научной информацией

Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления.

К методам работы с научной информацией относятся методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

1). Поиск научной информации.

Научная информация представлена в научной литературе. Б. Г. Тяпкин предлагает следующее определение научной литературы: «совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания научной литературы является сама наука — идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершенной, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научные сочинения необходима)».

Б. Г. Тяпкин обращает внимание, что ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, "поучений", "путешествий", жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно эти формы сменились новыми формами: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, очерки, авторефераты, рефераты, тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций.

Рассмотрим краткую характеристику основных научных текстов:

Монография — научный труд одного или несколь­ких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая проблема или тема. В монографии  обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.

Брошюра — непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц); неболь­шого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Статья — научное произведение небольшо­го размера, в котором проблема рассматривается с обо­снованием ее актуальности, теоретического и прикладно­го значения, с описанием методики и результатов прове­денного исследования. Выполняя педагогическое исследование можно обратиться к журналам «Педагогика», «Воспитание школьника», «Народное образование», «Вопросы психологии». Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года.

Тезисы доклада — краткое изложение содержания научного сообщения.

Учебное пособие — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.

Поиски необходимой литературы — продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опуб­ликованного материала будет зависеть качество учебно-ис­следовательской работы.

Начинать работу в библиотеке лучше всего с обраще­ния к энциклопедии и специаль­ным словарям. Статьи энциклопедии со­держат не только краткую информацию по существу той или иной проблемы, но и список основных опубликован­ных по ней работ.

Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к библиотечным каталогам.

Библиотечный каталог - совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный каталог может функционировать в карточной или машиночитаемой форме.

Различают  следующие виды каталогов: алфавитные, пред­метные, систематические, каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.

Предметный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик.

В систематическом каталоге названия книг сгруппиро­ваны по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

В библиотеке  необходимо внимательно изучите каталоги. Лаконичные каталожные карточки несут богатую ин­формацию: фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издатель­ства, год выхода книги, количество страниц. Перепишите с карточки каталога точную и полную библио­графическую информацию о книге, статье. Свои записи лучше делать на отдельных карточках. На основе этих карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется библиографический список.

Библиографический список представляет собой последовательность библиографических описаний источников, которые исследователь использовал в своей работе. Рассмотрим основные правила составления библиографического описания.

1. Библиографическое описание книги одного автора:

Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Высш. Школа, 1981. – 240с.

2. Библиографическое описание книги двух и более авторов:

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М, 1978. – 76 с.

3. Библиографическое описание журнальной или газетной статьи:

Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения / С.С. Амирова // Педагогика. – 1993.– № 5.– С.50-56.

4. Библиографическое описание сборника научных трудов:

Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научн. тр. / Под ред. О.Г.Кукосяна. – Краснодар, 2001. – 259 с.

 5. Библиографическое описание автореферата диссертации:

Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс. …. канд. пед. наук / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010. – 24с. 

В ходе выполнения исследовательской работы используют несколько способов построения библиографического списка: алфавитный, тематический, хронологический.

Алфавитный способ предполагает построение библиографического списка по алфавиту фамилий авторов и заглавий источников (если автор не указан). Именно алфавитным способом оформляется библиографический список научных работ.

Когда необходимо отразить развитие научной идеи по этапам составляют библиографический список по хронологии.

Но при работе над исследованием иногда группируют библиографический список не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которой отражает список источников по отдельным аспектом исследования проблемы.

Следует отметить, что энциклопедии и справочники, к которым исследователь обращался в ходе своей работы, перечисляются отдельным списком.

2).Чтение научной литературы

Чтобы успешно работать с учебной и научной литера­турой, необходимо владеть культурой чтения. Культура чтения включает в себя: регулярность чте­ния, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различ­ные виды записей.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литера­турного материала, необходимо уметь быстро читать. Скорость чтения — не самоцель. Она обязательно дол­жна сопровождаться качеством усвоения содержания тек­ста, его воспринимаемостью, осмыслением и запомина­нием самой существенной информации.

Для исследова­теля важно уметь определять цели чтения, владеть различными видами чтения.

Различают следующие цели чтения:

·                     информационно-поисковая — найти нужную инфор­мацию;

·                     усваивающая — понять информацию и логику рассуж­дения;

·                     аналитико-критическая — осмыслить текст, определить к нему свое отношение;

·                     творческая — на основе осмысления информации до­полнить и развить ее.

Чаще всего  специалисты говорят о трех основных видах чтения:

1. Поисковое (просмотровое, ориентировочное): используется для предварительного ознакомления с книгой (статьей). Главная задача – обнаружить, есть ли  в книге необходимая информация. Для этого, обычно просматривается оглавление, аннотация, предисловие, заключение. Иногда  такого чтения бывает вполне достаточно, чтобы составить представление о книге, об основных идеях автора, некоторых особенностях работы.

Если попытаться определить последовательность действий при этом виде чтения, то  получиться следующее:

а) выделите заголовки и pубpики для того, чтобы получить общее представление о содержании и  стpуктуpе  текста. Заголовок  или pубpику можно представить в виде вопроса. Напpимеp, заголовок "Система воспитания как условие развития  личности"  можно        пpеобpазовать в  вопpос "Какова должна быть система воспитания, чтобы сфоpмиpовать растущего человека как личность?";

б) пpосмотpите первый и последний абзацы с тем,  чтобы           получить общее представление о содержании;

в) бегло пpосмотpите весь текст;

г) поставьте  вопросы  к   тексту,   который     предстоит прочитать:  "Что мне известно по данной теме?",  "Что мне предстоит узнать?"                   Благодаря пpосмотpу  подзаголовков и pубpик и пpеобpазования их в вопросы,  ваше чтение становится  активным, становится  понятной цель чтения, появляется связь между новой информацией и имеющимися знаниями.

2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть необходимость  более подробно уяснить какую-то определенную информацию. В этом случае мы обращаем внимание только на те разделы книги (текста), которые нам необходимы.

3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) -  его главная задача – понять и запомнить прочитанное. При этом мы обращаем внимание на детали, анализируем информацию, даем ей оценку, критически осмысливаем и оцениваем прочитанное. Это самый серьезный вид чтения, требующий вдумчивого отношения.

Для эффективного чтения  можно    предложить    такую последовательность действий:

·          Обзор и просмотр:  пpосмотpите  введение,  оглавление,   pезюме для того, чтобы получить общее пpедставление.

·          Анализ - задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивиpован ваш выбоp.

·          Активное чтение     - по  мере  чтения  выделяйте  основные мысли, сфоpмулиpуйте   их   письменно.   Запишите  возникающие  вопpосы. Закончив работу, пpовеpьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.

·          Развитие мысли -  попытайтесь изложить свою  собственную точку зрения относительно прочитанного.

Все виды чтения взаимосвязаны между собой и нужно уметь читать по-разному. Результативность чтения определяется степенью усвоения материала и количеством затраченного на это времени.  Читать быстро – немаловажное умение для исследователя. Средней скоростью чтения считается  200-250 слов в минуту. Однако истории известны люди, которые читали очень быстро, (О.Бальзак, А.Эдисон и др.). Джон Кеннеди, например,  читал со скоростью примерно 1200 слов в минуту.

Для того,  чтобы читать быстро,  нужна тренировка по специальным упражнениям. Но уже сегодня вы можете повысить скорость, если обpатите внимание на следующие рекомендации. Они помогут избежать некотоpых недостатков, которые мы часто допускаем при чтении:

·         читайте без артикуляции, не пpоговаpивайте слова, внутpенняя pечь значительно снижает скоpость чтения;

·         читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;

·         читайте не словами, а  целыми строками, расширяя перефирийное  зрение;

·         читайте без регрессий, т.е не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;

·         читайте внимательно, отсутствие внимания пpи чтении  пpиводит  к  тому,  что чтение пpоисходит механически  и смысл пpочитанного не доходит  до сознания;

·         читайте с интересом,  легко читается и запоминается то, что  нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.

2). Методы фиксации полученной информации

Информация становится ресурсом, если она может распределяться во времени и пространстве, использоваться для решения определенного круга задач. Информация становится ресурсом с момента фиксации ее на носителе (бумажном, электронном).

Первичная фиксация информации может быть сделана следующим образом: подчеркивания в книге, пометки на полях. Для пометок на полях можно воспользоваться такой системой обозначений:

! – очень важно;

? – вызывает сомнение, не понятно;

v – основное, обратить внимание;

= - вывод, резюме, итог;

В – выписать  и др.

Фиксировать информацию можно и в виде записей: планов, тезисов, конспектов.

План - это  краткая  пpогpамма  какого-нибудь изложения; совокупность кpатко    сфоpмулиpованных мыслей-заголовков  в сжатом виде представляет смысловую структуру текста. План — это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как вид  записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или под­заголовки статей. Записи в виде плана чрезвычайно важна для вос­становления в памяти содержания прочитанного. Однако, необходимо отметить, что план, как правило, говорит лишь о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отме­чайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соот­ветствующий пункт плана. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Достоинства плана заключаются в том, что это самая кpаткая   запись, котоpая отpажает последовательность изложения и обобщает пpочитанное;  восстанавливает в памяти содеpжание источника; заменяет конспекты и тезисы; помогает составлению записей и т.п.

Фоpмулиpовка плана  только  называет то,    о  чем нужно сказать. То,  что нужно сказать может быть сфоpмулиpовано в  тезисе.

План может быть простым, когда фиксируются основные мысли в пунктах плана, и сложным, с детализацией каждого пункта подпунктами.

Действия пpи составлении плана могут быть следующими:

1. Пpосмотpите текст и pазделите его на законченные отpывки. Ориентиром могут служить абзацы текста, хотя не всегда смысловая граница проходит по ним.

2. Опpеделите  основную мысль каждой части, опираясь на ключевые слова и фразы,  и сфоpмулиpуйте ее.

3. Уточните формулировки и последовательно их запишите. Если вы поставите к каждой смысловой части вопрос и запишите его, у вас получится вопросный план.

Пpоследите на  пpимеpе  фpагмента  из  книги  Ильина  Е.Н.  "Искусство общения"  как  опpеделяется основная мысль отpывка и  фоpмулиpуется пункт плана.

 

Фрагмент книги

Пункт плана

"Отметки по литеpатуpе совсем не такие, как,пpед-положим, по физике, химии. Учусь слушать ученика по-толстовски, т.е.слышать его и свой внутpенний голос...Улавливать ложные востоpги, заpанее заготовленную показную убежденность,  чужой «румянец», личное отношение, за котоpым  "мнения чужие только святы". О чем думает ученик,  когда говоpит? Говоpит ли, что думает? Или только думает, что сказать для хоpошей отметки? Высоким баллом оцениваю даже pобкую попытку сказать  что-то, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить - уже pезультат. О тpудном спpашиваю "тpудных" – так их пpоще заставить pаботать".

 Этика   отметки

 

Тезисы - это  положения,  кратко  излагающие  какую-либо идею   или   одну  из  основных  мыслей, положений книги. Они могут быть выражены в форме утверждения или  отрицания. Тезисы дают возможность раскрыть содержание, ориентируют на то, что нужно запомнить или сказать.

Действия пpи составлении тезисов могут быть следующие:

1. В  каждом  абзаце текста выделите ключевые пpедложения,    несущие смысловую нагpузку

2. Опиpаясь   на   выделенные  пpедложения,  сфоpмулиpуйте   основную идею абзаца распространенным предложением.

3. Склассифициpуйте  основные  идеи и кpатко сфоpмулиpуйте    то, что они пеpедают.

Подобpав к каждому тезису аpгументы (факты, цитаты и т.п.) и изложив их,  вы получите текст вашего выступления, ответ  на        предложенную для семинара тему.  Пpимеp того, как можно сформулировать тезис.

 

Фрагмент из книги В.Ф. Шаталова "Учить всех,   учить каждого"

         Тезис

"При наличии одного магнитофона   пpослушива      ние записей поручается ученику параллельного класса во внеурочное время. Эта почетная работа  доверяется только лучшим ученикам не чаще одного pаза   в учебную четверть. Затраты времени  15-20   минут. При наличии двух магнитофонов ребята из параллельного класса прослушивают записи непосредственно на уроке во время письменной работы. В этот день за                                              письменную работу им выставляются "пятеpки-автоматы", отличающиеся по цвету от других оценок в ведомости открытого учета знаний. Иногда некоторые ответы прослушивает учитель.  Практика    показала:   ребята очень строгие судьи, и за все годы не  было ни одного случая либерального отношения к  ошибкам        товарищей".

Ролевое участие детей в учебном процессе, например, в оценивании результатов работы

 

Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать — значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется со­брать материал из разных источников. Выписи делаются после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания ци­тат взамен творческого освоения и анализа текста. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами.

Часто записей в виде плана и тезисов бывает недостаточно для полноценного усвоения материала. В этом случае прибегают к конспектированию, т.е. к переработке информации за счет ее свертывания.

 Конспектом называется кpаткое последовательное изложение содеpжания статьи,  книги, лекции.  Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты.  Конспект в отличие  от  тезисов  воспpоизводит  не  только мысли оpигинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

 Существуют разнообразные виды и способы  конспектирования.  Одним из наиболее распространенных является, так называемые текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или статьи. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

Конспекты могут быть плановыми, пишутся  на  основе составленного  плана    статьи, книги. Каждому вопpосу плана соответствует опpеделенная  часть конспекта. Удобно  в этом случае воспользоваться вопросным планом.  В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы. Например, вопросно-ответный конспект «Стили педагогического общения»

 

1. Что такое педобщение?

Многоплановы процесс организации, установления, развития коммуникации, взаимопомнимания, взаимо-действия между учителем и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

2. Какие существуют стили ПО?

Автритарный (единоличное решение педагогом все вопросы жизнедеятельности и учения, тактика диктата  и опеки, устойчивые конфликты, неадекватная самооценка уч-ся).

Демократический (субъектное взаимодействие, взаи-моприятие, открытое, свободное обсудение проблем, сотрудничество).

Попустительский (формальное выполнение педагогом своих обязанностей,  равнодушие, незаинтересован-ность  учителя, низкая дисциплина и успеваемость).

3.Как установить целесооб-разные взаимоотношения с уч-ся?

Влияние личности учителя; взаимопонимание; эмпатия, педагогический такт и авторитет; адекватность оценок поведения и деят-ти уч-ся; педагогическое требование.

 

Очень удобно пользоваться  схематической  записью  пpочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания матеpиала.   Такая  pабота  становится  сpедством  pазвития способности выделять самое главное, существенное в учебном матеpиале, классифициpовать инфоpмацию.

Наиболее pаспpостpаненными являются схемы типа "генеалогическое    дpево" и "паучок". В схеме "генеалогическое   дpево"   выделяются  основные   составляющие более сложного понятия,  ключевые слова и  т.п.  и pасполагаются в  последовательности  "свеpху-вниз"  - от общего   понятия к его частным составляющим.

В схеме  типа  "паучок"  записывается  название  темы  или    вопpоса и заключается в овал, котоpый составляет "тело паучка". Затем нужно  пpодумать,  какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их на схеме  так, что  они  обpазуют   "ножки паучка".  Для того, чтобы усилить их устойчивость, нужно пpисоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фpазы,  котоpые  служат опоpой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без пояснений.  Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. В схеме  можно использовать  фрагменты текста, объяснения, пояснения, выписки. Такая запись позволяет лучше ориентироваться в материале при ответе.

Можно  воспользоваться смешанным (комбинированным) способом конспектирования. Такие конспекты пpедставляют собой сочетание всех (или нескольких) перечисленных способов.

При любом виде конспектирования важно не забывать о  том, что:

1. Записи должны быть убористыми, на странице нужно размещать как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость.

2. Запись полезно делить, для этого используются:

     - подзаголовки,

     - абзацные отступы,

     - пробельные строки.

Все это  организует запись.

3. Нужно пользоваться оформительскими средствами:

- делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях тетради отчеркивания (например, вертикальные),

-   заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки,

-   пользоваться при записи различными цветами,

-   писать разным шрифтом.

4. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.

 3). Систематизация и хранение информации

Отберите нужный материал, собранный при работе с источником. Его следует систематизировать и хранить в картотеке научных статей, выписок, газетных и журнальных вырезок. На карточку заносятся факт, вопрос, теоретические положения. Над каждой выпиской указывают проблему выписки, а также библиографическую справку источника (фамилию автора, название книги, год издания, страницу). Карточки в картотеке помещают в определенные рубрики. Хранить следует самый существенный материал, постоянно его обновляя. Этому способствует знакомство с новой научной, учебной, методической литературой и публикациями периодики.

Современные компьютерные технологии предлагают большие возможности в систематизации и  хранении информации. Так, в  компьютере можно организовать информационное пространство своей исследовательской работы, использую правила.

3. Методы теоретического и эмпирического педагогического исследования

Метод исследования— это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.

Спектр методов, используемых при выполнении педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического исследования делятся на две группы: теоретические  и эмпирические.

Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей  их идеальных состояний.  Теоре­тические методы предполагают глубокий анализ фактов, рас­крытие существенных закономерностей, образование мыс­ленных моделей, использование гипотез и др.

Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент  и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описа­нии явлений, фактов, видимых связей между ними.

Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов.

Т.П.Сальникова обращает внимание, что выбор методов выполнения педагогического исследования обусловлен системой правил и норм и основыва­ется на следующих принципах:

·         совокупности (комплекса) методов исследования;

·         их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможно­стям исследователя; 

·         запрета экспериментов и использования исследова­тельских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.

Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.

Эмпирические, теоретические методы педагогического исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теоретические методы предполагают проник­новение в сущность изучаемого процесса или явления и состо­ят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решения  педагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретического  конструкта решения педагогической проблемы.

Рассмотрим основные характеристики и особенности методов педагогического исследования.

Теоретические методы педагогического исследования

Анализ — это мысленное выделение отдельных частей, свя­зей на основе расчленения целого. Например, изучая своеобразие организации педагогического процесса в классах развивающего образования, можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание,  принципы, методы, формы, средство, контроль. После выполнения анали­тической работы возникает необходимость синтеза, объеди­нения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

В.И.Загвязинский обращает внимание, что с  анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации. Под абстрагированием понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения. Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти иде­ализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и законо­мерности, проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др. Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в учете специфики, своеобразия решения исследуемой педагогической проблемы с конкретным ребенком, с конкретной группой учащихся.

Метод моделирования служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся ре­комендации и выводы, проверяемые затем на практике. Та­ковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений, например,  школы с разноуровневым обу­чением; и проектируемые модели организации учебно-воспитательных процессов, например, учебно-воспитательный процесс в гимназическом историко-правовом профильном классе.

Эмпирические методы педагогического исследования

1). Наблюдение - один из самых распространенных методов педа­гогического исследования. Под наблюдением понимается целенап­равленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.

Наблюдение может быть включенным  и невключенным. Включен­ное наблюдение предполагает, что исследователь на определенное время сам становится членом той группы детей, которая стала объектом изучения. Если вы станете признанным детьми членом их сообщества, то сумеете узнать о них так много, как никакой другой метод не позволит этого сделать. Невключенное наблюде­ние предполагает наблюдение "со стороны". Так же различают открытое наблюдение, когда дети знают,  что они являются объектами изучения, и скрытое, при   котором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.

К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в мо­мент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении). К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:  

- влияние субъективного фактора на интерпретацию резуль­татов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),

- при использовании открытого наблюдения на результат влияет факт знания детьми, что за нами ведется наблюдение, срабатывает установка на "одобряемое" поведение;

- наблюдение требует значительных затрат времени;

- не все явления можно изучить с помощью этого метода исследования, сфера наблюдения ограничена.

Обязательными условиями осуществления наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?),плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет. Например, вы ведете наблюдение за ре­бенком , которого не принимают в коллективе. Одной из возможных причин этого может быть повышенная тревожность ре­бенка, которая осложняет его жизнь и становится серьезным эмоциональным барьером в его общении со сверстниками.  В данном случае цель наблюдения может быть следующая: определить уровень тре­вожности ребенка. В качестве плана наблюдения можно использо­вать признаки, в которых выражаются формы "тревожно­го" поведения:

·          "играет героя" , особенно когда ему делают  замечания;

·          не может удержаться, чтобы не "играть роль" перед окружающими;

·          склонен "прикидываться дурачком";

·          слишком смел, рискует без надобности;

·          заботиться о том, чтобы  всегда находиться в согласии с большинством;

·          навязывается другим, им легко управлять;

·          любит быть в центре внимания;

·          играет  с детьми старше себя;

·          хвастает перед детьми;

·          паясничает (строит из себя шута)

·          шумно ведет себя,  когда педагога нет рядом;

·          подражает хулиганским выходкам других.

·          Фиксировать данные наблюдения можно в таблице:

 

Признаки поведения

Частота проявления

 

Часто

Иногда

Никогда

Играет «героя»

+

 

 

Играет «роль» перед окружающими

+

 

 

Склонен прикидываться «дурачком»  и т.д.

 

+

 

 

Затем частота проявлений суммируется и только после подве­дения итогов наблюдения можно делать вывод.

2). Опросные методы

Метод опроса становится все более популярным в практике педагогических исследований. Опрос может бытьнепосредственным  (беседа, интервью) и опосредованным (анкетирование). Различают так же групповой и индивидуальный  опрос, оч­ный и заочный, устный и письменный.

Беседа - это метод получения информации на основе диалога исследователя и исследуемого. Главное условие успеха беседы - установление личностных контактов с ребенком, создание дру­жеской атмосферы, доверительности. Когда ребенок видит челове­ка заинтересованного, который стремиться понять его и помочь, не критикует, не осуждает, не навязывает свою точку зрения, а может просто выслушать или дать дельный совет, тогда можно рассчитывать на искренность школьника. Беседа требует особой гибкости и чуткости, знания индивидуальных особенностей ребят, умения слушать и разбираться в эмоциональном состоянии.

Беседа может быть индивидуальной, групповой или коллективной. В любом случае она требует серьезной подготовки. Необ­ходимо продумать цель беседы, определить предмет разговора, составить план ее проведения, сформулировать вопросы, подоб­рать проблемные ситуации, противоречивые точки зрения к обсуждаемой проблеме и т.п. При постановке цели беседы нельзя ограничиваться только задачами своего исследования. Для школьников она должна носить познавательный характер. Например, в ходе беседы на тему "Как мы проводим свое свободное время?" студентка вместе с ребятами ответила на вопросы "Какое время можно считать свободным?»,  "Много ли у нас свободно­го времени?", "Чем можно заняться в свободное время?", "Куда можно пойти в свободное время в нашем городе?" и др. Данные, полученные в беседе с детьми, фиксируются и сопоставляются с данными, полученными с помощью других методов исследования.

Беседа носит характер взаимного обмена информацией. В случае, когда исследователь только задает вопросы, не высказы­вая своего мнения, мы имеем  дело  с интервьюированием.

Если опрос проводится письменно, мы говорим об анкетировании. Большим плюсом анкетирования является то, что исследо­ванием может быть охвачено любое количество учащихся, получен­ные данные достаточно легко обрабатываются. Однако следует иметь в виду, что составление анкет - это сложный процесс, требующий профессиональных знаний, поэтому лучше воспользо­ваться  готовыми анкетами.

По форме анкеты могут быть разделены на открытые, когда ответ на поставленный вопрос формулируют сами учащиеся, и зак­рытые, когда предлагается перечень возможных вариантов ответа.

Например, открытые вопросы анкеты:

- Что будет, если сделать обучение необязательным для подростков?

- Что значит, по – твоему, быть счастливым?

- Как ты думаешь, что такое гармоничный человек?

Закрытые вопросы:

1. Доволен ли ты своими школьными достижениями?

а) очень доволен,

б) доволен,                                 

в) не совсем доволен,

г) не доволен,

д) совсем не доволен.

2. Сравнивая себя с другими, вы находите что:

а) вас недооценивают,

б) вы не хуже остальных,

г) вы годитесь в лидеры.

Используется вариант полузакрытых вопросов, в которых перечень вариантов ответа заканчивается словом "другое". Например:

В свободное время я чаще всего

а) гуляю,        

б) общаюсь с друзьями,

в) читаю книги,

г) смотрю телевизор,

д) рисую,

е) другое 

Часто в анкетах используется дихотомическая форма отве­тов, когда ребенок выбирает один из двух взаимоисключающих друг друга ответов, например,           

1. Меня раздражают учителя, которые не могут понять меня

а) верно,

б) неверно.

2. Мне  бывает трудно в незнакомой компании

а) да,

б) нет.

В случае, если вы сами составляете анкету, следует при­держиваться следующих правил:

1. Вопросы анкеты должны соответствовать той проблеме, которую вы изучаете, и цели вашего опроса.

2. Формулировка вопросов должна быть четкой, ясной и по­нятной ребенку, соответствовать его уровню знаний и жизненному опыту.  

3. Предложенные вопросы должны обеспечить искренность и правдивость ответов.

4. В анкету включаются наиболее существенные вопросы, от­веты на которые можно получить только путем анкетирования.

3). Исследователя всегда  интересует - не внешняя сторона дея­тельности (поступок),  а внутренняя ее суть  (мотив поступка, интересы, взгляды, оценки).  Отношения выявляют себя только в ситуации выбора,  которую создает экспериментатор  с  помощью различных диагностических методик. С их помощью изучаются групповые и личност­ные установки,  отношения к друзьям, к самому себе, к будущему и т. д. Рассмотрим некоторые методики:

- Незаконченное  предложение:     

У меня всякий раз возникает желание поспорить, когда ...

Для меня школа - это ...

Настоящий учитель  - это тот, кто...

На уроке я стремлюсь к тому, чтобы...

 -  Метод недописанного рассказа:

"Возвращаясь из школы домой,  я увидел около своего подъ­езда бездомную дворнягу с пораненной лапой... "

- Составление списка приоритетов: Расставьте   предложенные понятия по степени важности для вас: Внешность. Честность. Успех. Образование. Семья. Престиж. Свобода. Законопослушность.  Собственность.  Власть. Здоровье. Равенство. Деньги. Творчество.

- Выбор  жизненного девиза:  Какой из жизненных девизов ты бы выбрал в качестве руководящей идеи?

·          Бороться, искать, найти и не сдаваться.

·          Жить как все.

·          Красота спасет мир.

·          Береги честь смолоду.

·          Ты делаешь себя в этой жизни только сам.

·          Все достигается путем тренировки.

·          Другой девиз (напишите)

- Выбор образца для  подражания:  «Кто в твоей жизни является образцом для подражания?

·          исторические личности,

·          литературные герои.               

·          современники».

- Составление характеристики на самого себя:

·          Напиши  три слова, которые, по твоему мнению, точнее всего характеризуют тебя.

·          Напиши на себя характеристику, которую ты бы хотел по­дучить от окружавших.

·          Представь, что тебе уже 40 лет и тебе нужно написать свою автобиографию. Что бы ты написал в ней?

- Фантастический выбор:

·          Мы едем на необитаемый остров навсегда, что мы возьмем с собой?

·          Если бы ты был  волшебником, что бы ты сделал в первую очередь?

·          Если бы наш класс был корабль, то какой, на твой взгляд, он бы  был?

-  Ассоциативный тест:

С каким цветом (животным, историческим периодом, родом войск, бытовым прибором, растением, частью квартиры и т.п.) ассоции­руется твоя школа?

- Цветограмма: Положите на стол красные карточки, если вам понравился наш разговор, дело понравилось,  синие, если не очень, белые, если совсем не понравилось.

Такие методы дают возможность в течение сравнительно ко­роткого отрезка времени узнать ребенка,  проследить динамику его развития.  Нужно отметить,  что приведенные методики - это не только инструмент исследователя,  но и методы самопознания ребятами самих себя. Ребенок, который задумался над тем, кто он, какой он,  сделал большой шаг в своем развитии.

4) Тестирование – это исследовательский метод, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, которые позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить с развитием исследуемого качества у испытуемого в более ранний период.

Тестирование  предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность:  это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее - в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов которого исследователь делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств.

Различают следующие основные виды тестов:

- Тесты достижений - тесты, служащие для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. В качестве примера могут служить все случае тестовых экзаменационных испытаний, например, единый государственный экзамен.

- Тесты способностей представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памя­ти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Любая разновидность тестов интеллекта также может рассматриваться как тест способностей. Так, тест Станфорда – Бине, шкалы Векслера и разнообразные групповые тесты интеллекта применяются в образовательных учреждениях всех уровней в качестве тестов академических способностей, поскольку признано, что с их помощью можно предсказать академическую успеваемость. Для выявления специфических способностей, например к науке или языкам, разрабатываются специальные тесты.

- Личностные тесты - тесты, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.

При этом используются опросники или проективные тесты. Опросники личностные - разновидность опросников, направлен­ных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники  делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

 Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (проективных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест тот, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Таким образом, тест всегда связан с измерением проявления того или иного психологического свойства личности и оценкой уровня его развития или сформированности.

При проведении тестирований необходимо придерживаться ряда правил:

5). Изучение продуктов деятельности - метод исследования, при котором используют систему процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование продуктов деятельности человека, этот метод позволяет опосредованно изучать сформированности знаний, умений, навыков, интересов, способностей человека, не вступая с ним в контакт.

Анализ личных документов (фотографий, дневников, автобиографий, личных дел, тетрадей, творческих работ) дает материал для исследования жизненного пути личности, ее отношения к учебе, уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.

В педагогическом исследовании в качестве материализованных продуктов деятельности воспитанников могут быть рассмотрены такие, как сочинения, творческие, проверочные работы учащихся, их рисунки, поделки.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о готовности человека к участию в определенном виде деятельности, о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения деятельности, об отношении человека к деятельности и ее результатам.

6). Контeнт-анализ. Нередко интерес представляют размышления самого испытуемого о том, какие изменения произошли в нем самом в процессе и в результате включения его в некоторую систему взаимодействий, взаимоотношений. В данном случае речь идет об использовании такого метода педагогического  исследования как контeнт-анализ.

 Контeнт-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и речевых сообщений.

Порядок применения метода контeнт-анализ предполагает: сбор текстов, составленных испытуемыми; определение значимых для исследования единиц анализа текстового материала; интерпретация тестовых сообщений испытуемых с позиции выбранных единиц.

6). Изучение и обобщение педагогического опыта

Любое педагогическое исследование обращается к опыту практических работников: учителей, воспитателей, методистов. Часть ученых под педагогическим опытом понимает практическую педагогическую деятельность и результат этой деятельности, т. е. рассматривает педагогический опыт в широком смысле слова. В более узком под педагогическим опытом понимается мастерство педагога. Часто говорят о передовом педагогическом опыте, под которым имеется в виду "опыт работы того или иного учителя, школы, районо и т.п., достигающий таких результатов, которые наиболее отвечают предъявляемым требованиям на том или ином этапе развития" (М. В Зверева).

Какими критериями можно руководствоваться при определении передового опыта? Перечислим некоторые из них:

·          Более высокая результативность в учебной или воспитательной работе, чем у других.

·          Научная обоснованность работы.

·          Достаточно продолжительное функционирование (минимум в течение года).

·          Творческая новизна.

·          Актуальность.

·          Сокращение затрат времени на достижение высоких ре­зультатов (по сравнению с типичными).

По степени творчества передовой опыт может быть:

·         модификационным, т.е. чей-то опыт используется в новых условиях,    

·         комбинаторный, в котором сочетаются подходы и приемы, использованные разными педагогами,

·         новаторский, предполагающий создание принципиально но­вых методов,      

·         исследовательский опыт.

Способы изучения опыта:

·          Анализ публикаций.

·          Анализ документации педагога (доклады, отчеты, планы и т. п.).

·          Наблюдение за деятельностью учителя или воспитателя.

·          Анализ работ учащихся (тетради, сочинения, поделки, рисунки и др.).

·          Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся.

·          Беседа с учителем, учащимися, родителями, кол­легами.

·          Обобщение и описание опыта

Работа по   изучению  педагогического   опыта  проходит в несколько этапов:

1. Сбор фактов, с помощью перечисленных выше способов.

2. Классификация собранной информации по проблемам.

3. Структурирование деятельности педагога по собранному материалу; представление его опыта как целостной системы.

 

4. Роль творчества в исследовательской деятельности Мето­ды творческого решения проблемы исследования

Как отмечает А.Ф.Закирова, художественно-образные средства, «вторгающиеся» в педагогическое исследование (метафоры, сравнения, алегории), также, как средства обыденного языка, выполняют в творческом процессе активную эвристическую функцию, являясь своеобразным катализатором творчества, стимулируя выдвижение и оригинальную разработку педагогических решений.

А.Ф.Закирова подчеркивает, что для научного творчества, имеющего спиральный характер, свойственно попеременно преобладание (акцент) рационально-логического и субъективно-эмоционального аспектов.

Мето­ды творческой деятельности: метод струк­турного анализа проблемы исследования, метод образной картины, метод «эвристических вопросов», «синектика», метод мозгового штурма и др.

Метод структурного анализа проблемы исследования состоит в том, чтобы исследователь выделил структурные компоненты исследуемой проблемы, определил отличительные черты каждого компонента.

Метод образной картины воссоздает такое состояние у исследователя когда восприятие и понимание объекта как бы сливаются, происходит целостное, нерасчлененное видение объекта. Исследователь с помощью рисунков, символов, ключевых терминов выражает основы исследуемой проблемы.

Метод эвристических вопросов разработан древнеримским оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключе­вых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод «мозгового штурма». Один из эффективных методов решения творческих задач — мозговая атака или мозговой штурм. Основная задача метода «Мозговой штурм» — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Каждый может высказывать свои идеи, их дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого — фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10—15 минут.

Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Ге­нерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод «Синектика» – это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Различают несколько типов аналогий:

- Прямая аналогияРассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области науки, техники или из живом природы для нахождения образца решения. Так, в свое время в педагогической науке появился термин, понятие «технология», заимствованный из области технического производства.

- Личная аналогия (эмпатия). Исследователь представляет себя  на месте испытуемого.  

- Символическая аналогия. Требуется в парадоксальной, метафо­рической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилага­тельное и существительное), где одно слово противоречит по со­держанию другому, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное, например, книга (определяемое понятие) – молчаливый рассказчик (определение).

Творческий характер исследованию придают и приемы содержательно-смыслового анализа собственного мышления, которые предполагают получение ответов на следующие вопросычто хочу исследовать; почему, для чего провожу исследование на данную тему; почему выбрал для исследования именно эту, а не другую  проблему; в чем смысл проводимого мной исследования; что знаю, а что хотел бы узнать по интересующей проблеме; в чем состоит проблемная ситуация;  что требуется сделать для устранения проблемной ситуации; что мешает решению проблемной ситуации или достижению цели; какие вопросы необходимо раскрыть для решения проблемы; какими методами исследования стоит воспользоваться, почему именно этими и др.

http://www.bsu.ru/content/hec/golavskaya/module3/3_2.html

Категории: