История создания гитары

Любителям гитарной музыки кажется, что их инструмент существует уже несколько веков. Но они неправы. Он существует уже несколько тысячелетий! Такой инструмент, рассчитанный на массовую культуру, не мог не существовать почти с самого зарождения цивилизации. Ещё во 2 тысячелетии до нашей эры были предметы с шейкой и корпусом, который создавал эффект резонатора. Ещё древние шумеры и вавилоняне использовали подобную конструкцию. Глиняные барельефы Месопотамии свидетельствуют о наличии у этого народа подобного приспособления. Интересные наблюдения были сделаны и в Новой империи Хеттов (5-14 века до нашей эры). Корпус в виде восьмёрки и длинный гриф с пластинками ладов. Данный предмет назывался киннорой (также как и у древних шумеров). Некий аналог гитары был замечен ещё в Индии и Древнем Египте. Там были такие инструменты как цитра, нефер, ситар. Когда были произведены археологические раскопки в Ниневии (8 – 7 век до нашей эры), то были найдены изображения богослужений в храме. Два танцора в масках держат в руках инструмент, очень похожий на гитару. Овальная форма корпуса и гриф, который почти в четыре раза превышал длину самого корпуса. Во времена правления царя Навуходоносора был самбук. Его отличительной особенностью стал выпуклый корпус, четыре струны, расположенные на грифе. Гриф также был разделён ладами. 

В первом тысячелетии нашей эры получила распространение так называемая латинская гитара. Но самым похожим на гитару из нашего времени был инструмент из Древнего Рима и Греции – кифара. Все эти предметы имели пустой корпус-резонатор, а также шейку (которая впоследствии станет грифом) с натянутыми на ней струнами. Интересны были материалы изготовления корпуса. Это могла быть как высушенная тыква, так и панцирь черепахи. Реже он был из куска дерева, что уже ближе к современной технологии. В 3 веке уже нашей эры в Китае появился юэцинь. Их корпус состоял из верхней деки и нижней деки. Они соединялись между собой обечайками. Чуть позднее в Европе появилась так называемая мавританская гитара (6 век), а ещё позже – виуэла, которая стала прообразом современного инструмента.

Основное развитие гитара получает во времена Средневековья. 15 век стал периодом возникновения пятиструнной гитары со сдвоенными струнами. Только к концу 18 века инструмент получил привычные шесть струн. Уже тогда был накоплен богатый репертуар произведений, которые исполняли музыканты. Одним из самых известных исполнителей был Мауро Джулиани. После успеха в Испании мода на этот инструмент переместилась и в другие страны Западной Европы. Особую популярность она приобретает во Франции и Англии. Португалец Мельчиор Диас в 1581 году создал прототип современной гитары, который сохранил в себе черты инструментов 6 века и приобрёл черты уже более известного нам инструмента 8 века. Данный экспонат до сих пор хранится в Лиссабонском музее.

К концу 18 века испанская гитара окончательно сформировалась в тот инструмент, который мы привыкли видеть сейчас. Сдвоенные струны уступили место одинарным. Появляется шестая струна, тем самым начав так называемый «испанский строй» (E A D G D A). Антонио Торрес становится человеком, который привёл гитару в привычный вид. Первая половина 19 века в Западной Европе ознаменовалась «золотым веком» гитарной музыки. Самые известные классические произведения были созданы именно в этот период. Знаменитые композиторы Франц Шуберт, Гектор Берлиоз, Карл Вебер были авторами многочисленных пьес и сонат для гитары.

Инструмент из Испании стали завозить в нашу страну ещё в начале 19 века. Но настоящая история гитары в России начинается в 1821 году. Марк Аврелий посещает Петербург и привозит с собой этот замечательный инструмент. После гастролей Фернандо Сора и Мауро Джулиани положение испанской гитары упрочивается в нашей стране. Одним из первых русских гитаристов становится Николай Макаров. Впрочем, испанская гитара претерпевает изменения на рубеже 19 века. Некий синтез испанского и английского инструмента превращается в самобытную семиструнную гитару. В 1819 году издаётся первая школа игры на семиструнном инструменте. Автором становится Игнаций де Гельда при участии Аксёнова.

В 20 веке происходят значительные трансформации классических и акустических инструментов. 1936 год становится прорывным – Жорж Бошам и Адольф Рикенбекер патентуют гитару со звукоснимателем и корпусом из металла. Но ещё до них в 1924 году Ллойд Лоэр конструирует первый звукосниматель. А в 1935 году появляется первая запись со звучанием электрогитары. В 1950-ые годы Лес Пол создаёт электрическую гитару с деревянным корпусом. Однако позже разработка переходит в руки компании Гибсон. Конструкция электрогитары практически не изменилась до наших времён.

Категории: